Новогодняя Говерла. Минимум затрат, максимум удовольствия и драйва.
Новогоднее восхождение на Говерлу - самую высокую вершину украинских Карпат. Многие даже не догадываются, как дешево и необычно организовать зимний отдых в Карпатах. Первый отчет этого года о том как бюджетно отдохнуть в Карпатах.
Как встретить Новый Год максимально необычно при минимальных расходах. Это не наша «забаганка», в такие условия ставит нас нынешнее время, но когда это нас останавливало. При желании можно вообще Новый Год провести бесплатно и так что позавидуют завсегдатаи Куршавеля и прочих скучных модных лакшери курортов.
Обойдемся без экстрима и поедем в Карпаты. Новым Годом в Карпатах никого не удивишь, горнолыжный Буковель– вообще попса о которой не хотелось даже думать, а мечтать и загадывать желания за новогодним столом с оливье, мандаринами и шпротами – тлен и прямая девальвация всенародного праздника.
Встретить необычно – это не значит поехать на край света, потратить годовой бюджет и делить тропический пляж с тысячами таких же двуногих. Необычно встретить можно дешевле, чем если бы мы остался дома в родном Киеве - проверено.
Хотелось того чего мы никогда не пробовали и красивой зимней природы по разумной цене. Ближайшую зиму на Новый Год большинство погодных сайтов предсказывало только в Карпатах. Требования по жилью у нас традиционно минимальные – спальные места, достаточные бытовые удобства, устойчивый Wi-Fi и камин. Желательно чтобы все это находилось в коттедже с живописным видом на окрестности и в максимально нетусовочном месте, хорошая компания приветствуется, хотя и необязательна.
Как-то быстро и практически по волшебству все составляющие слились в одно целое. Нашлась компания, коттедж в глухом месте с камином, дровами, кухней и фантастическим видом на горы и реку Черный Черемош в селеНижняя Дземброня. Утреннее восхождение на Говерлу в Новом году должно было стать настоящей киллер-фичей нашего путешествия – это очень необычно, патриотично и, главное, символично.
Два способа добраться до мечты.
Во-первых, поездом №457 Киев-Рахов до станции Ворохта - цена билета 137 грн. (примерно 8 долларов США), время в пути примерно 18 часов Можно также доехать автобусом, заказав билеты на сайте avtovokzal, тоже очень удобный вариант .
Второй способ – автомобиль, 700 км. преодолеваются легко за 10 часов на одном баке бензина. Нас было трое – поэтому автомобиль, одному или вдвоем бюджетнее ехать поездом. Хотя каждый выбирает сам, что ему важнее комфорт и скорость или дешевизна, большие затраты по времени, минимальные удобства и зависимость от расписания поездов-маршруток.
Если вы впервые в горах, не побрезгуйте проводником, цена сопровождения на Говерлу - 100-200 грн. с человека, в комплекте с безопасностью и арендой снаряжения прилагается местный колорит, походные байки и энциклопедические знания названий всех окрестных вершин и особенностей.
Гуру туризма достаточно заплатить 20 грн. с человека за въезд на базу Заросляк. Ехать нужно от Ворохты в сторону Верховины, недоезжая Кривопольского перевала свернуть по указателям вправо.
Мы не фанаты длительных зимних походов, хотя аппетит приходит во время еды и кто знает, что нас ждет завтра, тем не менее даже при однодневном восхождении снаряжение и экипировка важная, если не основная составляющая.
Недостающее снаряжение, типа «кошек» и пластиковых трекинговых ботинок и палок мы взяли на базе экстремального туризма TURE, там же есть целый взвод инструкторов на любой вкус и размер, есть даже инструктора-девушки. Подробный критический обзор проживания на этой туристической базе я обязательно сделаю в отдельной статье в разделе Жилье в путешествии.
Подробно про снаряжение можно почитать в статье: Как подготовиться к зимнему походу в горы.
Что может быть важнее правильного снаряжения в горах? Физическая форма. Для подъема на Говерлу и в принципе на любую вершину Карпат достаточно быть в средней физической форме и не иметь лишнего веса. Перед восхождением НЕ ПЕЙТЕ спиртного, ни в коем случае, если не хотите проблем. Пару глотков алкоголя можно позволить себе уже на вершине, а до подъема минимум один день придерживайтесь трезвой жизни. Получите массу удовольствия, я вам обещаю.
Подробности маршрута
Весь поход, который бывалые называют прогулкой, продолжался 6 часов. 3 часа вверх, 1 час на вершине и два часа на спуск, сюда входит два привала по дороге, примерно по 15-20 минут.
На Говерлу ведет два маршрута. «Синяя тропа» – крутой вариант подъема, она короче на 600 метров, но имеет большую крутизну, ее длина 3,7 км. и большая часть проходит по достаточно крутому склону горы.
Второй маршрут - «Зеленая тропа», она более длинная – 4,3 км., более пологая, но и продолжительнее по времени. В качестве компенсации – более комфортный подъем и наиболее живописные виды карпатских панорам. Оптимально, совместить оба маршрута, предварительно узнать есть ли протоптанная дорожка по «зеленой тропе» - зимой ее может не быть и можно превратиться в ледяного истукана, украшающего склон. Весной конечно найдут, но оно вам надо?
Подъем.
Его можно разбить примерно на три части. Первая – лесная часть, самая приятная, она проходит среди вековых елей. Постепенно лес редеет, снега становится больше, ветер дует сильнее а уклон повышает градус. Почему-то нестерпимо хочется достать флягу, борюсь с желанием и стараюсь не смотреть где там вершина.
Второй участок сложнее всех физически, но довольно легкий психологически – ты идешь и наслаждаешься видами, думая что Говерла вот она уже скоро. А наверху новогоднее шампанское и фантастической красоты карпатские панорамы.
Выходим на плоскую площадку - идеальное место для привала, легкого перекуса, фото сессий и первого обмена впечатлений. Много восклицательных знаков, мало конкретики, одни эмоции, которые примерно через 10 минут сменяются пониманием что такое горы вообще и за что их нужно любить. Помню, впервые я испытал это чувство на Кавказе в Грузии.
Если сил достаточно можно глоток рома перед финальным броском к самой высокой вершине Украины, она кажется близкой, а путь более пологим. Не обманывайтесь – еще час ходьбы, если у вас одно сердце. А спешить и не стоит, всего чуть слегка за полдень, хотя то ли чутье, то ли черные облака на горизонте подсказывают что чем больше будешь идти к вершине тем короче будет продолжаться сеанс кино в формате 3D под названием «Новогодние панорамы Карпат» в котором главный режиссер – погода, она же автор сценария.
Мест в зрительном зале на вершине полно, зрителей немного, примерно два десятка человек. Никто и ничто не заслоняет картинку, роль буфета выполняет сделанная из снежных кирпичей крепость высотой примерно один метр, внутри рюкзаки, термоса с чаем и горячительные напитки. Кино без антракта, быстро наливаем чай, шампанское, ром, бальзам и наслаждаемся разворачивающейся на наших глазах драмой.
По сравнению с тем, что мы видим блокбастеры «2012» и Послезавтра кажутся примитивной компьютерной страшилкой. Хочется досмотреть кино до конца, но понимаешь что если не начнешь спуск конец может наступить очень быстро.
Пытаюсь сделать селфи деревянными от мороза и ветра руками, так что строго не судите )
Усиливаем эмоции глотком из фляги и начинаем спуск. Парочка лиходеев несутся мимо на борде и лыжах. Примерно 200 метров от вершины вниз сплошной лед, который по плотности немногим мягче бетона, пытаюсь поймать их в видоискатель, но никаких шансов - аплодируем отчаянным экстремалам и спускаемся как "чайники" на своих двоих.
Спуск гораздо проще, но если нет желания пронестись торпедой вниз и разнообразить картинку, стоит соблюдать осторожность.
Вместо резюме.
Да тут нечего резюмировать. Зимние Карпаты это очень и очень круто, это бесконечный драйв, смена видов активного отдыха, бесконечные картинки, которые раньше вы видели только на сайтах у крутых фотографов. Вершин тут тоже хватает, мы подумываем забраться на культовую гору «Поп Иван», а весной посмотреть как цветут крокусы.
До встречи.