Как самостоятельно открыть службу такси
Гражданину, решившему стать хозяином собственной службы такси, первым делом следует определиться с будущим форматом фирмы. Основные форматы следующие:
1) Самостоятельное выполнение всех видов работ: по созданию автомобильного парка, по найму сотрудников, формированию диспетчерской службы.
2) Заключение контакта с фирмами или физическими лицами, которые выполнят все работы или их часть.
Вариант №1 идеально подойдет для работы в провинции: в регионах рынок еще довольно свободен, и выполнить все работы самостоятельно вполне возможно. В столице и мегаполисах рынок насыщен услугами такси, поэтому здесь необходимо искать свою «фишку»: приобретать машины премиум-уровня, нанимать на работу женщин, создавая сугубо «женское» такси.
При наличии качественного автопарка и вежливого , фирма вполне может рассчитывать на контракты с большими компаниями, нуждающимися в автомобильном транспорте для развоза сотрудников и их сопровождения на вокзалы и в аэропорты.
Относительно небольшой автомобильный парк (3-4 машины) обойдется в 1-2 миллиона рублей. Скорее всего, предпринимателю придется воспользоваться кредитной или лизинговой программой.
Служба такси не может работать без диспетчерской. Предпринимателю придется приобрести необходимое оборудование. Можно также заключить посреднический договор с одной из фирм, оказывающий соответствующие услуги.
Желающие создать собственную диспетчерскую службу должны помнить, что в столице конкуренция чрезвычайно велика, и занять свою нишу на рынке сложно. Фирмы, оказывающие диспетчерские услуги, зачастую используют черные методы конкурентной «войны», переманивают таксистов, применяют демпинг.
Окупаемость службы такси целиком и полностью зависит от рыночной ситуации. В столичном регионе считается, что таксист при активной работе и удаче способен зарабатывать около 1000-1500$ в месяц. Службы такси оформляют с водителями арендные контракты, передавая им машины. Диспетчеры с каждого выполненного заказа берут около 15% комиссии.
Помещение для диспетчерской службы
СанПиН имеет строгие требования к диспетчерским. Все оборудование и компьютерная техника должны полностью соответствовать всем нормам. Диспетчерская с постоянной занятостью персонала должна располагаться в помещении, в котором на каждого сотрудника приходится не меньше 4,5 квадратных метров.
Автомобильный парк допустимо размещать в промзонах. При автопарке может быть оборудован сервисный центр. Если предприниматель не собирается вкладывать деньги в создание своего сервис-центра, он должен заключить договор с фирмой, оказывающей услуги по ремонту автомобилей. Все офисы автопарка обустраиваются по нормам СанПиНа. В автомобильном парке должна присутствовать комната отдыха водителей.
Автомобильный парк
Существует сразу несколько способов создания автомобильного парка службы такси.
1) Приобретение машин в собственность.
2) Аренда.
3) Заключение договоров с собственниками.
4) Лизинг.
Часто предприниматели используют различные комбинации вышеозначенных способов.
Лизинг – это экономия на налогах, сокращение трат при организации фирмы. Автомобили не числятся в собственности фирмы и в документах обозначаются, как собственность лизингодателя.
Эксперты юридического мира изучили работу различных служб такси. Оказалось, что лизинг предпочтительнее, чем покупка автомобилей в собственность: экономия для фирмы со стоимостью оборудования в 12 миллионов рублей составит примерно 3 миллиона.
Недостаток лизинга – при отсутствии на балансе компании автомобилей, ей нечего будет внести в качестве залога, если такая необходимость возникнет.
При лизинге авто или приобретения машин в кредит предприниматель должен обладать некими активами (недвижимость, акции). Кредитная история бизнесмена должна быть безупречной. Если предприниматель не имеет активов и надлежащей кредитной истории, банки едва ли согласятся с ним сотрудничать. Организация автомобильного парка для службы такси в лизинг или с привлечением кредитов – долгосрочный проект, позволяющий при отсутствии прогресса быстро свернуть дело и возвратить владельцу автомобили.
Отличной возможностью формирования автопарка считается заключение контрактов с собственниками автомобилей, которые, в большинстве случаев, являются также таксистами.
Документация
Для службы такси в классификаторе предпринимательских кодов имеется отдельное обозначение: 60.22 – «такси». Если создается небольшая служба (персонал – до 15 сотрудников), предприниматель может обойтись получением патента, экономя на налогах.
Федеральный закон №69 предусматривает наличие лицензий на перевозки граждан у любого автомобильного парка или индивидуального предпринимателя, работающего в данном сегменте. Чтобы получить лицензию, необходимо собрать следующий пакет документов:
1) Выписка ЕГРЮЛ.
2) Копия паспорта водителя.
3) Копия договора лизинга.
4) Копия техпаспорта.
На один автомобиль выдается одно разрешение. Заниматься перевозками допустимо исключительно в рамках одного региона.
В некоторых областях и республиках страны местные заксобрания предусмотрели специальные корректировки федерального закона. Например, в Петербурге автомобильные парки регистрируют в качестве автохозяйств.
При создании посреднической компании, следует пройти регистрацию юрлица и после этого заключить договоры с таксистами.
Расходы на персонал, рекламу и специальное оборудование
Персонал
В соответствии с законом РФ, для работы в такси необходимо иметь стаж вождения от 3-х лет. Непосредственно перед началом работы водители проходят медицинское освидетельствование. Таксопарки и диспетчерские имеют и собственные стандарты (опрятный внешний вид, надлежащее поведение, уровень водительской подготовки).
Если таксисты берут автомобили в аренду, то бизнесмен получает процент с каждой поездки, не затрачивая средств на зарплату сотрудников. Диспетчеры в настоящее время получают от 20 до 60 тысяч рублей. Уровень заработной платы зависит, в первую очередь, от региона проживания. Во многих фирмах диспетчеров перевели на домашний режим работы: тратиться на офис в данном случае не приходится.
Специальное оборудование
Современное оборудование для диспетчерских служб значительно упрощает работу, позволяет эффективнее собирать статданные и отслеживать заказы. Впрочем, стоимость «навороченного» оборудования велика и оно доступно только крупным фирмам.
Компьютеры лучше приобретать недорогие, но функциональные. ПО, как правило, поставляют с оборудованием.
Стоимость обслуживания одного нового автомобиля достигает 4 тысяч в месяц.
Реклама
Отдельный, крайне важный вопрос при создании службы такси – реклама или официальный сайт такси. Конкуренция на рынке велика и без продвижения не обойтись. Можно затратить средства на веб-ресурс, активно использовать SEO и баннеры в социальных сетях, можно нанять студентов для раздачи баннеров на улице.
Эффективно и взаимодействие с веб-сервисами соответствующей тематики (Яндекс.Такси) – бренд становится узнаваемым, количество клиентов возрастает.