Как я получил лицензию таксиста
Ну, вот наступил тот день, когда я решил, что хватит и мне нужны перемены! Хочу, чтобы уровень моих доходов напрямую зависел от моих желаний и трудолюбия, а не от начальника. И так, передо мной стала дилемма, а чем же заняться? После недели раздумий и штудирования могилевских газет, вот какие варианты стали передо мной:
- Уехать в Россию — отшил сразу, нет — зарплата хорошая, просто хочется быть дома, а не экстрим на шабашках.
- Сетевой маркетинг — тоже отшил, надеюсь объяснять не нужно.
- Стать таксистом — долго не раздумывал — благо есть автомобиль (Ниссан Примера в 11 кузове), не лимузин повышенной комфортности, конечно, но тоже, думаю, для старта подойдёт.
Ну вот решение принято, осталось собрать информацию, что для этого нужно. С чего начать ? Первое, что пришло на ум, позвонить в такси и задать все вопросы, что меня интересуют. Первый звонок и первый облом — попал на диспетчерскую службу, руководитель которой сказал, что набирают водителей с здесь , а на остальные вопросы ответил четко и доходчиво: «МЫ НЕ СТОЛ СПРАВОК». Но после двух — трех звонков отчаиваться рано. Дальше я попал на руководителя такси «Медведь» (отдельное спасибо руководителю Сергею Ивановичу), который вкратце объяснил, что делать и с чего начать. И так, что я выяснил — чтобы стать таксистом есть несколько вариантов:
- Стать так называемым нелегалом, т.е. работающим без регистрации, и, естественно, без уплаты налогов. Даже не стал рассматривать, так как, чтобы быть бомбилой нужна сладкая стоянка, где можно стоять и дожидаться пассажира. Ну, как вы понимаете, ни на одной такой стоянке никто не ждет меня с распростертыми руками, да и не одна уважающая себя диспетчерская служба не будет с мной сотрудничать. Да и с нелегалами городские власти активно борются: ловят, штрафуют, конфискуют машины.
- Пойти наемным водителем в одну из фирм города Могилева — и перспектива, и зарплата не очень, да и зачем мне туда? У меня же есть моя «ласточка». (Ниссан Примера в 11 кузове).
- Пойти вместе со своей машиной под крыло организации, оказывающей услуги такси и работать под их лицензией — вариант вполне приемлем, особенно учитывая, что я только начинаю и не знаю всей специфики работы, но есть одно «но» — у меня опять будет начальник — именно по этой причине я отказался и от этого варианта.
- Остался один вариант — зарегистрироваться Индивидуальным Предпринимателем и открыть свою лицензию и ни от кого не зависеть.
После недельных походов по налоговой и транспортной инспекции вот что я выяснил:
Шаг первый:
Для регистрации ИП мне потребовались следующие документы:
- заверенная на последнем месте работы копия трудовой книжки (для пенсионеров — копия пенсионного удостоверения, для безработных — справка службы занятости населения);
- фотография;
- платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора.
В райисполкоме Октябрьского района г. Могилева(Чигринова, 8а) придется заполнить анкету и заявление с просьбой разрешить заниматься предпринимательской деятельностью. Собственно говоря, это все.
Регистрация в качестве ИП стоит немного — 17.500 рублей и занимает всего 15 дней. По истечении этого срока мне выдали свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Но радоваться было рано, а уж начинать «таксовать» тем более. Регистрация ИП — оказался простой и самый недорогой шаг на пути к рядам таксистов.
Шаг второй:
После получения свидетельства обязательный, в десятидневный срок, визит в налоговую инспекцию, чтобы встать на учет. Познакомился со своим налоговым инспектором — оказалась очень даже симпатичная барышня. Которая подтвердила мне всю информацию, которую я уже узнавал раньше.
Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги такси, платят единый налог, то есть независимо от того, сколько они заработали и сколько дней отработали, вносят в бюджет фиксированную сумму.
Для ИП, зарегистрированных в Могилеве, сумма налога 340000 в месяц. Для таксистов-предпринимателей в городах районного подчинения и в других населенных пунктах — будет дешевле. Тем не менее, если выручка будет превышать единый налог в 30-кратном размере, сумма может меняться.
Кроме того, индивидуальные предприниматели, у которых нет основного место работы, раз в квартал платят взносы в фонд социальной защиты населения. Сумма этих взносов составляет 36% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Сегодня бюджет прожиточного минимума равен 574790 рублей, то есть за квартал ИП заплатит в ФСЗН порядка 600 тысяч.
Также мне, как будущему таксисту пришлось идти в банк и открыть там расчетный счет. Зачем, правда, непонятно. Счет понадобится только в том случае, если я буду работать с юридическими лицами по безналичному расчету. Со слов таксистов, такие заказы единичны. Из-за трудоемкости оформления документов и расчетов таксисты с подобными клиентами связываться не хотят и деньги предпочитают получать наличными. Но коль чиновники требуют иметь расчетный счет — придется открывать.
Учитывая, что счетом таксисты практически не пользуются, при выборе банка для открытия счета я смотрел на два момента: стоимость открытия и стоимость обслуживания счета.
Где-то эти услуги платные и обходятся в 1-2 базовые величины (35-70 тысяч) за открытие счета и до 35 тысяч в месяц просто за сам факт его существования. В других банках платить за то же открытие не придется вообще, что компенсируется более высокими тарифами за различные операции, но, как упоминалось выше, таких операций у ИП-таксистов обычно в принципе не бывает. Так что не поленился обзвонить пару-тройку банков и выбрал для себя более оптимальный.
Шаг третий:
И так свидетельство о регистрации в качестве ИП у меня на руках, счет открыт, и в налоговой инспекции на учет поставлен. Время штурмовать транспортную инспекцию. После долгих и изнурительных допросов инспектора, у которого на все вопросы один ответ — все на стенде или обращайтесь в платную консультацию. Что ж, пришлось взять квитанцию на платную консультацию, после предъявления которой инспектору, о чудо, инспектора словно подменили — все с улыбкой рассказал и даже вопросы не пришлось задавать.
- Прежде чем подавать документы на лицензию, мне понадобилось заключить договор о предрейсовом обслуживании: каждый раз перед началом работы водителя такси должен осматривать врач, а машину — механик. В поисках я не заморачивался и заключил договор в троллейбусном парке, хотя были варианты, например, в скорой помощи — заключить договор там дешевле, но осмотр нужно проходить в районе улицы Якубовского, что для меня не совсем удобно, так как я живу в Заднепровье.
- Также пришлось пройти курсы таксистов, где за скромные 130 тыс. рублей я получил необычные знания))) — как вести себя с пассажирами и для чего таксометр. Проводит такие курсы «БАМАП-Экспедитор», который находится на том же и этаже, где и транспортная инспекция.
- Заключение договора на обслуживание таксометра. Таксометр я приобрел в «Могилевторгтехнике» на Белинского, там же и заключил договор на обслуживание. После опломбировки таксометра побежал в налоговую регистрировать документы на таксомоторное оборудование.
- Пакет документов для открытия лицензии:
- заявление (бланк у инспектора, остается только вписать свои данные);
- копия свидетельства о регистрации;
- копия извещения налоговой инспекции о присвоении УНН;
- квитанция об уплате государственной пошлины (8 базовых величин, или 280 тыс. руб.);
- список транспортных средств, на которых вы планируете «таксовать».
- копия сертификата о прохождении техосмотра (менее полугода);
- документы, подтверждающие установку таксомоторного оборудования;
- копия договора о предрейсовом техническом осмотре и медосмотре;
- список водителей (указывал свои данные);
- копия документа об окончании курсов водителей такси;
- копии документов, подтверждающих назначение лиц, ответственных за выполнение соответствующей лицензируемой деятельности (то есть должен быть приказ, мною составленный и подписанный, согласно которому я как ИП несу полную ответственность за все осуществляемые мною перевозки).
После подготовки все этих документов (у меня ушло на это около месяца) пришел к своему транспортному инспектору, показал волшебную квитанцию об уплате за платную консультацию и отдал ему документы . Он проверил и отправил меня гулять на месяц. Лицензию мне выдали еще через месяц.
Шаг четвертый:
Несмотря на то, что после трехмесячных изнурительных шатаний по кабинетам я наконец-то получил свою заветную лицензию на право перевозки пассажиров, «таксовать» еще рано.
После получения в транспортной инспекции лицензии нужен еще и сертификат соответствия. Он выдается только после того, как вашу машину осмотрят и убедятся, что она оклеена полосами, фонарь на месте, номерные знаки «правильные», в салоне автомобиля есть данные о водителе, стоимости проезда и т.д. Рассмотрение документов на выдачу сертификата соответствия стоит 24380 рублей.
Чтобы не тратить время зря в ожидании лицензии, я готовил свою «ласточку» к осмотру для получения сертификата, а также подыскивал диспетчерскую службу для получения заказов.
- Таксометр уже установлен (или, проще говоря, счетчик). Приобрести их и поставить на обслуживание можно в Минске (ЧУП «Альтернативные технологии», что на ул. Тимирязева, 46/5) или у нас в Могилеве в «Могилевторгтехнике» на ул. Белинского. Стоимость их примерно — около 370 долларов. Стоимость установки зависит от машины, но в среднем обходится в 40 долларов.
- В соответствии с СТБ, автомобиль-такси должен либо быть желтого цвета, либо иметь на боковых поверхностях полосу желтого цвета шириной минимум 25 сантиметров. На полосе в обязательном порядке указываются сведения об индивидуальном предпринимателе: фамилия, номер свидетельства о регистрации, номер и срок действия лицензии. Я не стал обклеивать, и тем более перекрашивать автомобиль в желтый цвет, а заказал магнитные полосы желтого цвета с нанесенной сразу всей информацией — обошлось мне это в 80 долларов. Заказать их можно в любом рекламном агентстве, я же заказывал по адресу: ул. Челюскинцев, 43.
- Поехал в ГАИ для получения дополнительных номеров желтого цвета с буквами TAX. Для этого пишется заявление в ГАИ, сотрудники которой сверяют номера вашей машины, и в течение двух дней я получил специальные желтые номера.
- Там же, где я покупал магнитные полосы, я заказал и визитную карточку водителя с указанием всех моих данных автомобиля и моей фотографией.
- Несмотря на то, что у меня действующий техосмотр на автомобиль, мне пришлось проходить его заново, так как по действующим правилам пассажирских перевозок транспортное средство должно проходить технический государственный осмотр не реже одного раза в шесть месяцев.
Шаг пятый:
После оформления всех документов, сделал их копии и отнес в налоговую, там же оплатил единый налог.
Теперь все собрано, оформлено, заплачено. Можно начинать работать.
Итого:
Регистрация, оформление документов, оборудование машины и прочее — процесс трудоемкий. В среднем, чтобы начать работать таксистом, нужно потратить на сбор бумажек около трех месяцев, причем все 90 дней заниматься исключительно этим.
Да и стоит «удовольствие» недешево. Кроме перечисленных платежей постоянно приходится отдавать деньги за какие-то мелкие справки, нотариальное заверение. И общая стоимость оформления документов и оборудования автомобиля в результате доходит до 700-800 долларов. Правда, большая часть этих денег приходится на покупку счетчика и плату за лицензию.