Реальный Брест

Наша пиццаМеталлочерепиа, профнастил, сайдинг, ограждения, водосточные системыЦентр семейной стоматологии ДентикоПервый в Бресте онлайн каталог профессиональных мастеровРекламодателям

ГлавнаяНовостиИстория БрестаО свадебной моде в Бресте. Как это было?

О свадебной моде в Бресте. Как это было?

Свадебное платье – это визитная карточка невесты. Можно сказать даже больше: выбор платья - это  свадебный ритуал. История свадебного платья насчитывает не одну сотню лет.

Наряд невесты постоянно менялся, следуя моде: платья были белыми и цветными, пышными и облегающими, с завышенной линией талии и с заниженной. Давайте вместе посмотрим, как менялся подвенечный наряд за последние сто лет на примере нашего города.

В разные эпохи и в разных странах цвет свадебного платья менялся. Но одно правило действовало всегда и везде неизменно: оно должно быть нарядным. Если семья могла позволить себе траты, то денег на него не жалели. Если нет, невеста шла под венец в самом красивом платье из своего гардероба. В белорусских деревнях основу свадебного платья составляла рубаха и сарафан. Из этих же деталей состояли и праздничные костюмы, но отличие свадебного было, прежде всего, в отделке. Зачастую такие платья передавались по наследству.

Сельская свадьба в Гродненской губернии. Начало прошлого века

В 19-м веке белый и кремовый цвета стали основными для свадебных платьев в Европе. Особенно после свадьбы королевы Виктории, которая выбрала для своего венчания в 1840 году простое платье цвета слоновой кости.  В начале прошлого века белое платье на свадьбу могли себе позволить лишь люди обеспеченные. И, в  первую очередь, оно говорило о благосостоянии семьи невесты.

Молодожены Брест-Литовска

В Брест-Литовске в начале прошлого века свадебные платья шились на европейский манер под заказ в местных портных мастерских. Сами же гуляния проходили традиционно в доме невесты.

Свидетельство о браке. Брест-Литовск 1910 год

После первой мировой войны, когда в Брест-Литовск стала возвращаться мирная жизнь, стали прибывать и беженцы из числа местного населения, эвакуированные перед войной вглубь Империи. Из воспоминаний Михаила Сегенчука:

- Мой дед рассказывал, что когда они вернулись в Брест в 1919 году, жить было негде, не говоря уже о том, чтобы гулять свадьбы. Но тем не менее, создавались новые семьи, которые регистрировали брак в Магистрате. Свадебный наряд придумывали себе сами.

Таким образом, в  ход шло все! Старые платья перешивали и украшали. Если чего-то не хватало, это было несложно найти на местном рынке, где можно было не только купить, но и поменять. Так, к примеру, рулон ткани можно было обменять на продукты или алкоголь.

Выписка из свидетельства о браке. 1922 год

Хотелось бы также уделить внимание в этой публикации и традициям. Так, в 30-е годы в польском Бресте еврейскому браку предшествовал период помолвки, отводившийся для того, чтобы встретились и познакомились родители молодых, определились с организацией свадьбы. Обычно родители невесты брали на себя все расходы по торжеству, за исключением  спиртного, цветов и услуг фотографа. Исходили из того, что сторона жениха возлагает на себя обязанность помогать молодым по хозяйству всю их жизнь.  Перед свадьбой жених и невеста посещали для беседы раввина. Иудейский священник должен был удостовериться в том, что молодые не попадали ни под одно из определений, препятствующих заключению брака. До свадьбы полагалось заключить брачный контракт, в котором говорилось об обязанностях молодых друг перед другом. В частности, жених гарантировал обеспечивать невесту питанием, жильем, одеждой и удовлетворять в интимной близости. Она же, в свою очередь, брала обязательство любить, почитать мужа и заботиться о нем.

Свидетельство о браке подписанное раввином Лейбом Айзеном. 1929 год Брест-над-Бугом

В Войске Польском, вопрос вступления в брак регулировался определенным «кодексом чести». Невеста офицера должна была иметь свидетельство об окончании гимназии либо профессионального училища или 10 000 злотых приданого, что по тем временам сумма приличная. При отсутствии перечисленных условий офицер не получал разрешение на вступление в брак, так как в случае потери кормильца вдова могла остаться без средств к существованию. Ну, а уровень образованности невесты способствовал к тому же достойному представлению мужа в свете.

Капралам Войска Польского не разрешалось жениться до получения следующего звания. Считалось, что уровень дохода капрала не позволяет достойно содержать семью, что бросало бы пятно на честь мундира.

О свадьбах в 30-е годы прошлого века рассказала жительница города Лилия Нарчило, ее мама еще при Польше шила свадебные платья на заказ

– В то время купить готовое платье было трудно, но можно было заказать пошив платья по последней французской моде. До 1939 года ткань на свадебное платье заказывали даже в Париже. Мама рассказывала, что ткань, кружева и отделку она подбирала в местных магазинах тканей. Магазины работали по образцам, в течение недели-двух привозили заказ из Варшавы, Лондона и Парижа. В каждом магазине были журналы мод. Для жениха можно было взять напрокат фрак, манишку, галстук-бабочку.

Мама сама делала из ткани цветочки, шила фату. Считалось, чем длиннее фата, тем дольше будет счастье невесты. Шила мама и  платья для подружек невесты, наряды которых должны были быть обязательно однотонные и светлые.
Самым главным на свадьбе было венчание. Из церкви выходили по парам, друг за другом: кавалер вел под руку барышню. Дорога устилалась цветами: например, только одними кремовыми гладиолусами. Фотосессия происходила в салоне  профессионального фотографа.

Послевоенное свадебное фото. Брест 1946 год. Следует отметить, что после войны, все военные и фронтовики женились в военной парадной форме.

 

Виталий и Нина Косачук  расписались 1 января 1962 года, а свадьбу отпраздновали в марте, был православный пост.  Свадьба у молодоженов большая – 130 человек, отмечали ее в деревне.

– Перед свадьбой обязательно был обряд «веночки», – вспоминает Нина Косачук, – подружки невесты приходили обязательно в однотонных кофточках и делали цветочки для украшений невесте и гостям. Помню, на столе стояла печень трески,  она была очень дешевая тогда – 62 копейки, и в деревне ее никто не брал. В заготконторе мы купили засоленные зеленки для гостей. Вместо газированной воды пили компот из груши-дички. Морской рыбы почти не было, покупали селедку. Ее заливали водой, чтобы соль вышла, а после жарили. Из салатов на столе были  капуста и винегрет.

Ткань на свадебное платье тогда привезли из Германии. Платье было с люрексом и переливалось всеми цветами радуги, но ткань ужасно кололась, так что невесте приходилось терпеть всю свадьбу.

А фата была напрокат: одна на всю деревню. Фатин тогда был в большом дефиците. Что касается костюма для жениха, то в магазинах можно было купить польский, венгерский костюмы, а у проводников поездов – туфли из Германии.


Нина Косачук вспоминает, что свадебный «маршалок» (распорядитель) громко стучал и объявлял, кто что дарит. Все подарки записывались углем на печке. Молодоженам подарили корову и шесть овец специально, чтобы те могли их продать. В приданое мама невесты собрала целый сундук белья, полотенец, скатертей. 

– К сундуку привязывали катушку ниток, ставили на сани, и катушка катилась и разматывалась, чтобы подружки быстрее выходили замуж, – вспоминает Нина Косачук.

Свадьба Нины и Виталия Косачук. «Свадебный кортеж» преодолевает весеннюю распутицу на пути к невесте. 5 марта 1962 года

На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, повседневных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

В 70-х ЗАГС в Бресте был расположен на перекрестке Б.Космонавтов и Гоголя

Так одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в одном брестском ателье пышное свадебное платье со множеством украшений, и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке замечание: «Ты же не ёлка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!». Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли. В Бресте существовала традиция - в день свадьбы возлагать цветы к памятнику В.И. Ленина. А с открытием Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»,  традиционным стало посещение крепости с возложением цветов у вечного огня.

Возложение цветов к памятнику В.И.Ленина. Брест 1975 год

80-е и в перестроечный период, время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры, а-ля «баба на самоваре, но и это казалось чем-то роскошным. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ.

А сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты, как зарубежного производства, так и нечто индивидуальное.

Любой стиль: современный или «винтаж», «барокко», «ампир», «бохо» и т.д Любой цвет! Невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом. А для стиля «этно» проводят свадьбы исключительно в старинных свадебных белорусских нарядах.

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж.

 

Олег Полищук специально для социального портала «Реальный Брест»

В материале использованы фотографии из семейного архива Шидловских, Петухова, Полищук, Войтиковского, Косачук, Скурко.

Отдельная благодарность за помощь Ефиму Басину.

 

 

 

Похожие статьи:

История БрестаНебо и земля Бреста в истории авиации. Часть 3

История БрестаВ городском парке найдены человеческие кости и гильза 1938 года от винтовки Маузер

История БрестаБрест-Литовский шнапс. Что мы знаем о берестейской водке?

История Бреста«Реальный Брест» с автором исторической находки проверили анастилоз в действии на улице Советской

История БрестаВосьмой, никому ненужный, форт Бреста

Поделиться:
Комментарии (3)
Вадим # 13 марта 2016 в 00:16
+4 + -
+4 / 0
И если бы люди ещё знали что происходит с ними на тонком плане до свадьбы,во время свадьбы и после неё. Как это происходит и почему. И главное зачем. Было бы намного больше счастливых лиц в городе.
зритель # 13 марта 2016 в 00:30
+5 + -
+5 / 0
Трилинка на площади еще лежит
kunik # 18 мая 2016 в 17:14
0 + -
0
старые фото, настольгия...
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.