Реальный Брест

Наша пиццаМеталлочерепиа, профнастил, сайдинг, ограждения, водосточные системыЦентр семейной стоматологии ДентикоПервый в Бресте онлайн каталог профессиональных мастеровРекламодателям

ГлавнаяНовостиИстория БрестаБронепоезд «Смелый» - воин металлических путей

Бронепоезд «Смелый» - воин металлических путей

В сентябре 1939 года вторая мировая война пришла на брестчину. В этой публикации Реальный Брест расскажет об истории одного бронепоезда.

Бронепо́езд — бронированный подвижной железнодорожный состав (поезд), предназначенный для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Как правило, состоит из бронированного локомотива (паровоза или тепловоза), нескольких броневагонов (бронеплощадок) с пулемётным или пушечным вооружением и двух — четырёх платформ прикрытия. Бронепоезда широко применялись в вооружённых конфликтах первой половины XX века, особенно в странах, обладавших развитой сетью железных дорог.

Из всех стран Европы наибольшее внимание бронепоездам, в период между двумя мировыми войнами, уделяла Польша. Еще в советско-польской войне 1920 года участвовали 22 бронепоезда под бело-красными флагами. В тяжелых боях были потеряны 12 составов. Потери восполнялись за счет вновь построенных и трофейных бронепоездов. В самом конце первой мировой войны польские солдаты захватили на железнодорожной станции Краков австро-венгерский бронепоезд, состоявший из двух бронепаровозов, двух бронеплощадок и двух пулеметных вагонов. Скорее всего это были два сцепленных вместе австрийских бронепоезда — № 3 и № 8. Его тут же переименовали в «Смелого» и подняли над ним бело-красный флаг.

Декабрь 1918 года. В центре снимка капитан Малаговски (погиб в 1919 году)

В ноябре 1918 года «Смелый» под командованием поручика Ежи Леваковского вступил в бой на Украине, где и действовал вплоть до окончания советско-польской войны и подписания Рижского договора, по которому Польше отошли часть земель Западной Украины и Беларуси. После окончания советско-польской войны польское командование предприняло меры к унификации своих бронепоездов. В 1927 году был принят на вооружение стандартный бронепаровоз Ti3, вошедший в состав всех польских бронепоездов. Был определен стандартный состав бронепоезда: бронепаровоз, две бронеплощадки, штурмовой вагон и две контрольные платформы. Стандартизовали и вооружение: основными стали 100-мм гаубица образца 14/19 и 75-мм пушка образца 02/26, созданная на основе русской трехдюймовки, 7,92-мм пулеметы «Максим». В тридцатые годы для повышения боевых возможностей бронепоездов, в их состав стали включаться бронедрезины, созданные на базе устаревших танков французского производства FТ17 и польских танкеток ТК.

1920 год

Польские военные теоретики в двадцатые-тридцатые годы рассматривали бронепоезд как могущественную, и очень подвижную огневую единицу прорыва, под прикрытием которой части главных сил могут прорвать оборону противника и ворваться в оперативную глубину его построений. При отступлении бронепоезда должны отходить последними, прикрывая отход своих войск, действуя при этом смело, решительно и быстро. В начальном периоде войны им отводилась задача прикрытия пограничных рубежей и ведение разведки в интересах пограничных частей: оборона железнодорожных путей, станций, мостов, захват при удачном стечении обстоятельств, крупных железнодорожных узлов, борьба с десантами противника.

Польское военное руководство постоянно преследовал страх, что граница Польши с СССР на протяжении почти 1000 километров слабо укреплена, и в случае войны красная кавалерия легко сможет прорваться вглубь страны. В этих условиях бронепоезда должны были играть роль быстро передвигающихся опорных пунктов, на которые смогли бы опираться войска прикрытия в мобилизационный период, пока не подошли основные силы польской армии. Роль бронепоездов в обороне виделась польскому командованию минимальной, поскольку артиллерия противника, пристрелявшись, не позволит ему занять определенную позицию. Они могли выполнять функции артиллерийских батарей в тех районах, где работа полевой артиллерии по каким-либо причинам была затруднена. Одной из важнейших задач, для решения которых готовились бронепоезда, была борьба с бронепоездами противника. При отступлении их следовало уничтожать при помощи устройства фугасов из мин, устанавливаемых вблизи железнодорожного полотна, мешать их движению путем разрушения железнодорожного пути.

Боевая часть формировалась в следующем порядке: бронепаровоз посередине, рядом штурмовой вагон с радиостанцией, по бокам артиллерийские вагоны и по краям по две груженных контрольных платформы. В некоторых случаях боевая часть могла разделяться, при этом паровоз находился с той частью, которая ближе к противнику, остальные — остаются на месте и поддерживают первую. Основными средствами связи для бронепоездов считались радио, авиация, бронедрезины и посыльные. Опасаясь перехвата и расшифровки радиограмм, польское командование ограничивало передачу важных приказов и распоряжений, рекомендуя применять радио главным образом для связи между отдельными бронепоездами в дивизионе. В обороне могла использоваться проволочная связь.

С 1928 бронепоезд «Смелый» находился в составе 2-ой бронеэскадрильи, которая базировалась в Неполомицах . Перед началом второй мировой войны бронепоезд выполнял задачу по патрулированию железнодорожной линии.

В 1939 году, когда возросла угроза немецкого вторжения, бронеэскадрилью перебросили на запад.  Личный состав бронепоезда «Смелого» под командованием капитана Мечислава Малиновского, заместителя командира поручика Вацлава Элертовича, связиста подпоручика Мариана Пакины, командира первого взвода поручика Клауса Кароля, командира второго взвода поручика Станислава Давидовскего, командира технического взвода подпоручика Виктора Пивоварчика, врача подпоручика медицинской службы Збигнева Капиньскего, был мобилизован 27 августа 1939 года. После нападения Германии и начала второй мировой войны, восемь из 14-ти имевшихся в польской армии бронепоездов вступили в бой на западной границе Польши.

Внутри атриллерийского вагона бронепоезда "Смелый"

1 сентября 1939 года 4-я танковая дивизия под командованием генерала Ганса Рейнгардта c воздушной поддержкой Junkers 87 без труда перешла германско-польскую границу и двинулась в направлении Кшепице. Двумя часами позже немецкая армия вступила в бой с Волынской бригадой под командованием Юлиана Филипповича. Польская армия открыла ураганный огонь, в котором принимал участие и бронепоезд «Смелый», который постоянно маневрировал, поддерживая фронт польской армии. Немцам пришлось отступить. К 10 утра генерал-полковник Ганс Рейнгардт безуспешно провёл вторую попытку наступления. В 12 часов немецкая армия с большими усилиями заняла Мокру, однако занимала деревню недолго. Поляки артиллерийским огнём вынудили корпус Рейнгарда отступить. Немецкая пехота понесла большие потери от огня с бронепоезда «Смелый».

2 сентября ожесточенные бои шли на всех фронтах. Под Мокрой Волынская кавалерийская бригада отошла под Острав-Великопольский, где она пыталась сдержать продвижение противника под прикрытием бронепоезда «Смелого». Отойдя под Цикажев, он вступил в бой с 1-й танковой дивизией немцев, которая за первые два дня боев потеряла 8 танков Pz. Kpfw. II. Бронепоезду пришлось выдержать поединок с 11-м дивизионом 73-го артполка дивизии, с тремя батареями 105-мм гаубиц. Проявляя невероятное упорство и ловкость, «Смелый» неожиданно появлялся на разных участках боев, нанося противнику большие потери, но всё же вынужден был отступить на Колюшки, подвергаясь атакам авиации противника.

В ночь на 3 сентября бронепоезд выдвинулся в сторону местечка Дзялошин. На пересечении железнодорожных путей с дорогой Рыбелице-Избиско, «Смелый» столкнулся с немецкой моторизированной колонной, в результате чего завязался тяжелый бой. После повреждения башни с 75-мм орудием и вспыхнувшего на платформе с боеприпасами пожара, бронепоезд был вынужден отступить и продолжить путь на Дзялошин, прикрывая левый фланг 1–й бронетанковой дивизии обстрелом немецких позиций. Но после того, как немецкие войска подтянули в бой тяжелую артиллерию, «Смелый» получил приказ отступить, и выдвинулся в сторону Лодзи, а затем на станцию Колюшки. Там, вместе с бронепоездом «Бартош Гловацки», он оставался до 5 сентября. После налета немецкой авиации на станцию Колюшки «Смелый» прикрывает отход основных сил польской армии, уничтожая за собой железнодорожные пути вплоть до 7 сентября.

8 сентября бронепоезд «Смелый» патрулирует участок железнодорожной линии Скирневцы-Журардов, далее, после получения приказа, направляется в Минск-Мазовецки, минуя Варшаву. 10 сентября «Смелый» прибывает на станцию Седльце, 12 сентября — на станцию Луков. Там было получено новое распоряжение по выдвижению в сторону Мендзыжеца-Подляского, а затем следует приказ об изменении направления движения в сторону Бреста-над-Бугом, куда бронепоезд и прибыл 13 сентября.

14 сентября передовые немецкие подразделения  вступили в огневой контакт с польскими отрядами в районе Бреста. В тот же день генерал Константин Плисовский (руководитель группировки «Брест») уведомил генерала Клебэрга о том, что часть немецких танковых и моторизованных соединений обходит Брест с северо-востока, устремляясь к позициям польской дивизии «Кобрин». Чтобы нейтрализовать маневр противника, Плисовский выслал в восточном направлении бронепоезд «Бартош Гловацкий» под командованием капитана Анджея Подгурского.  В районе Жабинки, в 20 километрах восточнее Бреста, с бронепоезда выгрузили взвод танкеток, переоборудованных в бронедрезины, которые вели разведку в сторону моста через речку Мухавец. Здесь они столкнулись с разведывательными бронеавтомобилями 3-й танковой дивизии немцев. В ходе боя три польские машины были подожжены, а две отступили. Дальнейшее продвижение немцев было временно приостановлено огнем бронепоезда. Однако, опасаясь быть отрезанным от Бреста, капитан Подгурский принял решение вернуться в город.

Брошенная бронедрезина с "Бартош Гловацки" возле Жабинки и сошедший с нее Рено FT-17. Немецкие солдаты (раненый пехотинец слева и танкист в берете) рассматривают трофей.

В это же время бронепоезд «Смелый» под командованием капитана Мечиспава Малиновского провел разведку в сторону Высокого, в северном направлении. Недалеко от станции Скоки, возле реки Лесная, он столкнулся с танками 10-й немецкой танковой дивизии под командованием Гейнца Гудериана. Бронепоезд произвел огневой налет, но затем был вынужден отступить. Предвидя, что противник вскоре захватит брестский железнодорожный узел, генерал Плисовский отправил оба бронепоезда в Ковель. Под мерный стук колес, преодолев мост через реку Муховец, бронепоезд покидал Брест над Бугом. 15 сентября "Смелый" в Ковеле.16 сентября бронепоезд был отправлен в Луцк.

17 сентября поступило сообщение, что Красная Армия начала освободительный поход на Восток, и командир бронепоезда капитан Малиновски принимает решение выдвинуться в сторону Львова в целях укрепления боевой мощи при обороне города. Во Львов они прибыли вечером 18 сентября.

В полдень 19 сентября два батальона 5-й пехотной дивизии, поддержанные огнем «Смелого», атаковали немецкие позиции в южном направлении, достигнув линии Козельники—Пироговка. Атака, однако, была остановлена вечером после немецкой контратаки из леса, расположенного к югу от Пироговки. Оба польских батальона, неся потери, вернулись во Львов. Руководитель обороны города генерал Лангнер обсуждал с командным составом польского гарнизона план дальнейший действий. Предлагалось ночью прорваться всеми силами на Бобрку и далее на юг, в направлении границы с Венгрией, или же продолжать оборону в ожидании прибытия оперативной группы генерала Соснковского. В последующие дни бронепоезд «Смелый» регулярно совершал разведывательные выезды в район Каменки и Подзамче.

Бронепоезд "Смелый" на станции Львов

22 сентября команда бронепоезда сдалась советским войскам, вступившим во Львов. Забегая вперед хотелось бы сказать, что командир "Смелого" капитан Малиновски продолжил службу в составе союзных войск, дослужился до звания майора, погиб в бою во Франции в августе 1944 года. 

Советское чекистское командование не побрезговало бронированным трофеем и нашло «Смелому» применение. После небольшого ремонта он превратился в бронепоезд № 75 войск НКВД с дислокацией во Львове. Командиром назначили старшего лейтенанта Мешкова.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной, бронепоезд прикрывал отход советских войск из Львовского выступа. На стации Гусятин бронепоезд частично подорвали, дабы он не достался врагу.

Но на этом его жизнь не оборвалась. Немцы произвели ремонт и собрали из остатков двух бронепоездов один, включив его в состав действующих у себя в тылу. И вновь он сменил название, на этот раз на «Panzer Zug № 10».

1942-й год Panzer Zug № 10 провел на Украине, где охранял железные дороги от нападений партизан. После окружения 6-й немецкой армии под Сталинградом, был срочно отправлен на Восточный фронт, к Волге. Зимой 42-43 годов прикрывал отход фашистских войск от Сталинграда. Летом 43-го года бронепоезд снова появился на Украине. Партизанское движение принимало все более массовые формы, кроме того, в тылу немецких войск начали действовать диверсионные отряды НКВД, совершавшие частые нападения на железные дороги и другие коммуникации.

«Panzer Zug № 10»

Множество таких отрядов скрывалось в полесских лесах, на границе Беларуси и Украины. Именно сюда, в район железнодорожной линии Ковель — Сарны и прибыл Panzer Zug № 10, но карьера на новом месте получилась у него короткая. Уже 13 июня бронепоезд подорвался на партизанской мине и был направлен в ремонт. После восстановления материальной части, Panzer Zug № 10 был разделен на два самостоятельных бронепоезда — Panzer Zug № 10 и Panzer Zug №11. Новые старые бронепоезда отправились в район Тернополя и Львова для охраны железных дорог от партизан.  Летом следующего года бронепоезда были модернизированы и вместе с другими частями немецких войск отошли на территорию Польши. Здесь, 13 января 1945 года, советские штурмовики превратили их в груду металлолома. Война для них закончилась. Австро-венгерский, польский, советский, немецкий бронепоезд, прошедший огонь трёх войн, обрел вечный покой.

Так закончилась боевая карьера легендарного бронепоезда, рыцаря железнодорожных путей, одну из страниц боевого пути которого занимает и город Брест.

 

 

 

 Олег Полищук специально для социального портала Реальный Брест

Автор благодарит за помощь при подготовке материала группу «История бронепоездов» vk.com/panzerzuges

 

 

 

Похожие статьи:

История БрестаПутешествие по улицам старого Бреста

История БрестаСтаринную обитель милосердия продают как гараж?

История БрестаПодземелья Брестской крепости. Развенчание мифов. Часть II

История БрестаБрест-Литовский шнапс. Что мы знаем о берестейской водке?

История БрестаКак это было: 145 лет назад открылось движение по ЖД направлению Москва – Брест

Поделиться:
Комментарии (4)
Александр Прокурат # 24 сентября 2016 в 18:52
+23 + -
+23 / 0
Спасибо огромное!
Было очень интересно почитать!
kunik # 26 сентября 2016 в 11:24
+8 + -
+9 / -1
спасибо за статью.
Брестчанин # 26 сентября 2016 в 12:49
+8 + -
+8 / 0
Стоит отметить, что с этим бронепоездом связана легенда о том, что именно на нем в 39-м году вывезли из Варшавы золотой запас Центрального банка Польши. Золото не найдено до сих пор.
читатель # 26 сентября 2016 в 13:17
+7 + -
+7 / 0
Круто!
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.