Реальный Брест

Наша пиццаМеталлочерепиа, профнастил, сайдинг, ограждения, водосточные системыЦентр семейной стоматологии ДентикоПервый в Бресте онлайн каталог профессиональных мастеровРекламодателям

ГлавнаяНовостиИстория Бреста- Извозчик, на Миллионную!

- Извозчик, на Миллионную!

Такси. Это слово знакомо каждому человеку, живущему в городе, большом и не очень.

Сколько раз нам приходится вспоминать про этот, транспорт. Опаздываем ли мы на работу или важную встречу, торопимся в аэропорт или спешим на поезд, не можем сесть за руль по причине сильной нетрезвости - в каждом из этих случаев нас выручает такси. 

Развитие перевозок в нашем городе началось ещё задолго до того, как появились первые автомобили. Будущие «таксисты» в то время назывались извозчиками, а в роли транспортных средств использовались различные виды экипажей, отличающиеся внешним видом, качеством отделки, лошадьми и, конечно же, соответствующей ценовой политикой.

В Брест-Литовске, в начале ХХ столетия, было три вида экипажей: брички, дрожки и пароконные коляски. Дешевле всего было проехаться на бричке. Бричка – известная с XVII века лёгкая четырёхколёсная повозка для перевозки пассажиров. Кузов мог быть как открытым, так и закрытым и крепился на двух эллиптических рессорах. Верх делали кожаным, плетёным или деревянным, иногда его утепляли; были модели и без верха.

Час езды стоил 30 копеек, за курс, т.е. за проезд по городу до первой остановки днём – 10 копеек, ночью – 15 копеек, с железнодорожного вокзала во все пункты города, и из всех пунктов города обратно на железнодорожный вокзал днём – 25 копеек, ночью – 30 копеек, из города в крепость и из крепости в город  днём – 25 копеек, ночью – 35 копеек, проезд с вокзала в крепость и из крепости на вокзал днём – 40 копеек, ночью – 50 копеек, а с вокзала в крепость и с крепости на вокзал по новому шоссе через эспланаду днём – 30 копеек, ночью – 40 копеек.

Чуть дороже было, если воспользоваться услугами дрожек. Дрожки - лёгкая четырёхколесная открытая повозка для коротких поездок. 

За час езды нужно было отдать 40 копеек, за проезд по городу до первой остановки днём – 15, а ночью – 20 копеек, с ж. д. вокзала во все пункты города, и из всех пунктов города обратно на вокзал  днём – 30, ночью – 35 копеек, из города в крепость и из крепости в город днём – 30, ночью – 40 копеек, с вокзала в крепость и из крепости на вокзал днём –55, ночью – 65 копеек, с вокзала в крепость и с крепости на вокзал по новому шоссе через эспланаду днём – 40, ночью – 50 копеек.

Дороже всего было воспользоваться услугами пароконных колясок. Коляска - четырёхколёсный рессорный комфортабельный пассажирский экипаж, обычно с откидным кожаным верхом.

Час езды стоил 60 копеек, за проезд по городу до первой остановки днём – 25, а ночью – 30 копеек, с ж. д. вокзала во все пункты города, и из всех пунктов города обратно на вокзал днём – 50, ночью – 60 копеек, из города в крепость и из крепости в город днём – 50, ночью – 75 копеек. Самый дорогой проезд был с вокзала в крепость и из крепости на вокзал днём – 75 копеек, а ночью – 1 рубль (самая большая цена за проезд во всей Гродненской губернии). А вот с вокзала в крепость и с крепости на вокзал по новому шоссе через эспланаду днём – 60, ночью – 75 копеек.

Вот такая была установлена такса легковым извозчикам в Брест-Литовске. Для взимания таксы по такой плате считался день с 6 часов утра до 12 часов вечера, а ночь с 12 часов вечера до 6 часов утра. И такая такса была установлена при езде только по Кобринскому города Бреста «Форштадту». При поездках за город и на Волынский форштадт предоставлялось добровольное соглашение едущих и извозчиков.

И что интересно, сумма оплаты за проезд, допустим в 1909 году, и в 1915 году была одинаковой, т.е. не повышалась.

Для «лошадиных такси» были отведены специальные места для «отстоя» около вокзала и присутственных мест (почта, гостиницы, рестораны и т.д.). Извозчикам строжайше запрещалось, например, подъезжать к крыльцу вокзала, пассажир должен был сам подойти и взять извозчика.

Кроме этого требования были и другие. Извозчиков обязывали носить форменную одежду по единому образцу: суконные синие поддевки до пят с завышенной талией и множеством складок сзади. Это одеяние называлось «волан». Застегивался он на левую сторону (до пояса) на маленькие металлические пуговицы. Волан перепоясывали матерчатым поясом, свитым жгутом. На голове у извозчиков был особый (он так и назывался - извозчичий) цилиндр. Обувались извозчики в высокие сапоги, а зимой носили валенки. Непременным атрибутом профессии являлся кнут, заткнутый за голенище сапога.

Конструкция и окраска экипажей были строго «стандартизованы». Все они должны были быть снаружи покрыты чёрным лаком или лаковой кожей. Сиденье и спинки обивали материалом чёрного или красного цветов, а у извозчика - обычным сукном синего цвета. Для ночных поездок по бокам козел (место кучера) устанавливали два фонаря, в которых горели свечи или карбидный газ. 

Вот таким был городской общественный транспорт в начале XX века в Брест-Литовске.

                                      

             

 

 

                                    Иван Чайчиц специально для социального портала "Реальный Брест"
 

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

История БрестаШагает «цэгла» по стране

История БрестаДогадывался ли первый хозяин дома №4 по улице Topolowa Мейер Борщевер, какая судьба ждёт его недвижимость?

История БрестаЗадумывая небольшую стройку, брестчанин Данил Полянский и не предполагал, какой находкой это может обернуться

История БрестаПодземелья Брестской крепости. Развенчание мифов. Часть I

История БрестаБрест-Литовский шнапс. Что мы знаем о берестейской водке?

Поделиться:
Комментарии (12)
Сяржук. # 3 сентября 2016 в 20:32
+8 + -
+8 / 0
Дзякуй за цікавую інфармацыю )
Виктория Скурко # 3 сентября 2016 в 21:12
+10 + -
+10 / 0
Спасибо за материал, Иван! Интересно и познавательно, как всегда! i_am_so_happy
Виталий Закржевский # 4 сентября 2016 в 10:13
+5 + -
+6 / -1
Сумма за "такси" по тем временам была немалой,из воспоминаний моего деда , работавшего в 1910-1917 гг на минно-артиллерийском заводе "Ст.Парвиайннен" в Петербурге)в качестве "бракёра"( аналог нашего ОТК), а затем, с началом войны, приёмщика продукции от Министерства Обороны Российской Империи( аналог нашего "военпреда) зарплаты у них были примерно такие:
Слесарь, станочник, столяр высокой квалификации- 70-90 руб./мес.( что позволяло его жене не работать, занимаясь домашним хозяйством, а двое-трое детей могли получить неплохое образование!).
Машинист паровоза на "ближних рейсах"- 50-70 руб./мес., "На дальних рейсах"-85-100 руб./мес.
Поручик-технарь( артиллерия, авиация, моторы,машины)-90 руб./мес.(без боевых, полевых и прогонных)
Поручик-пехотный,интендантский -80-120 руб./мес. на тех же условиях.
Инженер, Механик, Нач. участка на заводе: 100-150,до 200 руб.
Обед в трактире "средней руки"-15-25 коп.
Зарплата деда составляла 120 руб./мес.
Из воспоминаний моей бабушки :
Крестьянин с землёй Тверской губернии( без "отхожего промысла") имел чистый доход примерно 500 руб./год.
Масло сливочное-6-8 коп/фунт, мясо "яловичина" 8-10 коп/фунт, Хлеб чёрный, сахар,- 2 коп-фунт, хлеб пшеничный(белый) 3 коп фунт, водка-казённая, "чекушка"- 0, 25 литра-5 коп.
Зарплата бабушки( частный дошкольный воспитатель,затем учитель в Риге)при "полном пансионе" чистыми 40 руб./мес.
Вопрос: На кой им нужна была революция... за которую они отдали свою молодость?!
P.S. Не ручаюсь за полную достоверность, пишу по памяти-прошло более 40 лет, но порядок цен и зарплат был примерно такой.
простой ответ # 5 сентября 2016 в 09:59
+4 + -
+4 / 0
Вопрос: На кой им нужна была революция... за которую они отдали свою молодость?!
Ответ: Не им, а Троцкому, Ленину и иже с ними для их трудоустройства.

Все вернулось на прежние круги. Только памятники остались.
Виталий Закржевский # 5 сентября 2016 в 11:12
+3 + -
+3 / 0
простой ответ, вот в этом Вы сильно ошибаетесь! Многие люди, особенно из Русской интеллигенции, верили что хуже чем при Николае Кровавом не будет, что нужны перемены, что власть прогнила и не способна более вести нацию...( как это перекликается с днями сегодняшними...).Чем закончилось все мы знаем, но повторюсь,-тогда многие люди искренне верили что открывают не Ящик Пандоры, а дорогу к Будущему( опущу циничный и избитый термин-Светлому!).
Я слышал лично это от очевидцев и активных участников тех событий, причём в "неформальной обстановке" и не от чужих людей!
простой ответ # 5 сентября 2016 в 12:06
+2 + -
+2 / 0
короче, скучно стало, заелись одним, а решили замутить революцию другие.
Вот о них и речь.
местный # 5 сентября 2016 в 12:55
+6 + -
+6 / 0
То что в России называется революцией 17, как таковой ею не было и не стало. Одна тирания и деспотизм сменила другую. Форма разная, содержание одно. Еще будут революции, еще все впереди.
простой ответ # 5 сентября 2016 в 15:30
+4 + -
+4 / 0
спасибо, успокоил, как отец родной! air_kiss
Осталось только наслаждаться жизнью.
не-а # 5 сентября 2016 в 15:36
+1 + -
+1 / 0
тогда многие люди искренне верили что открывают ... дорогу к Будущему

немного иначе были лозунги, но они все сводились к призыву идти к цивилизованному обществу, а сейчас слово цивилизация некоторые заменили на Европа. Подымите лозунги времен Первой мировой, за что сражались деды?
Виталий Закржевский # 5 сентября 2016 в 18:14
+2 + -
+2 / 0
не-а.. да как сказать, какие были тогда лозунги, снова возьмём воспоминания моего деда Степана:
1914, июль-август, Петербург стал Петроградом, бутерброд стал хлебом с маслом, погромы лавок и магазинов "немцев", хотя возбуждённая "пивная толпа" не разбирала кто там немец, а кто голландец или еврей. Всё чужестранцы виноваты, кругом враги...Били стёкла у всех по-порядку! Полиция и жандармы не вмешивались. Народ хотел войны, массово записывались добровольцами, считали что война продлится два-три месяца. После взятия Императорской армией части городов в Восточной Пруссии по Питеру прокатилась новая волна "патриотических действ"! Газеты наполнены карикатурами на кайзера( кузена Императора Николая II, между прочим!), призывами дойти до Берлина, немцы подавались как монстры держащие на штыках Русских детей и пр. Всеобщая патриотическая и пропагандистская шелуха захлестнула Россию.
1914 год октябрь, после разгрома под Гумбиненом и в Мазурских болотах армий Самсонова и Ренненкампфа пыл поумерился: потянулись эшелоны раненых, многие здания "общественного призрения" стали госпиталями. На улицах первые безрукие и безногие калеки просят подаяние.
1914 год ,ноябрь: Гельсингфорс, Або,- базы Русского флота на территории Великого княжества Финляндского. Финская полиция сняла с касок-"кайзерок" шпили, чтобы отличаться от немецких, все военные ходят вооружёнными, нижние чины флота не сходят на берег. На заводах и складах жандармская охрана. Много офицеров из "нового призыва"- вчерашние студенты, инженеры, мелкие чиновники. Службы не знают, субординация рассыпается на глазах- всё равно завтра умирать!
1917 год. Петроград, февраль. На улицах открыто проклинают и войну и царя, в очередях( тогда в народе их называли -"хвосты") обещают пустить Николашку вслед за Распутиным. Резкое падение дисциплины, всем всё равно. Газеты выходят с "белыми полосами",- цензура снимает статьи о фронте и положении в стране.
1917 год март, народ открыто выступил против самодержавной власти: подогреваемые большевиками и Ко вышли на улицы, заводы практически остановились, по Литейному и Сампсоньевскому проспектам к центру идёт многотысячная толпа,часть людей уже вооружена, войска отказываются стрелять в народ, жандармов, пытавшихся стрелять с крыш и чердаков,тут же убивают, сбрасывают с крыш, растерзывают...Клич: "Вперёд на винные склады" витает в воздухе...
Хаос, принимающий образ Чёрной трагикомедии: в толпе масса военных( пока с погонами), представителей "небедных классов" в бобровых шапках и норковых муфтах ...все с красными бантами на груди и самозабвенно поют: " Долго в цепях нас держали... Долг нас голод томил..."
Занавес.
Дальше уже другая история!
не-а # 5 сентября 2016 в 21:57
+2 + -
+2 / 0
Виталий Закржевский, я наверно не совсем точно сформулировал вопрос.
Речь идет о главном, а не множестве лозунгов-однодневок Первой мировой.
Боюсь, что вы очень удивитесь. Антанта вступила в Первую мировую войну и продолжала ее под лозунгом "За культуру и гуманизм".
В нем заключалось главное обвинение Германии и ее союзников: разрушение культуры и отрицание гуманизма. Россия поддержала Антанту и этот лозунг.
Что из этого получилось, вы, как я вижу, и без меня знаете. Короче, благими намерениями дорога в ад вымощена.

Немцы и австрийцы хорошо знали этот лозунг и когда оказались в Бресте в августе 1915 года, не преминули позлорадствовать над ним.
Виталий Закржевский # 6 сентября 2016 в 09:04
+1 + -
+1 / 0
не-а, любая политика любой страны дело рук негодяев, иного не предусмотрено.
Каждый Политический деятель(особенно из "любимых народом" и значит несменяемый) провозглашает :"Главная ценность- жизнь человека..." !И...он не сомневаясь отправит на смерть миллионы ради утверждения этого лозунга. Банальность...
"За культуру и Гуманизм" был лозунгом и колонизаторов в той же Африке, и когда Бельгия подвергалась страшному разорению, будучи ареной сражений той войны, гуманные колонизаторы так же разоряли Конго,проводя политику кровавого террора по отношению к местному населению!
Лицемерие, негодяйство, ложь...тождественные определения политики!
Для меня сложно понять-зачем люди идут во власть? Собственные комплексы, желание быть выше всех, отсутствие профессиональных стремлений как источника созидания?
Не знаю...
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.