Реальный Брест

Наша пиццаМеталлочерепиа, профнастил, сайдинг, ограждения, водосточные системыЦентр семейной стоматологии ДентикоРекламодателямРекламодателям

ГлавнаяГраф Тотлебен – инженер, «исправивший» крепость

Граф Тотлебен – инженер, «исправивший» крепость

Нет сомнения, что главный символ Бреста – крепость. Ради ее создания практически до основания был разрушен прежний город, один из красивейших в Беларуси. И на том месте, где с 800-х годов селились берестейцы, была создана твердыня, равных которой мало было в мире.

Сегодня не модно цитировать марксистов, но фактическую базу для своих трудов они собирали скрупулезно. В 1831 году Фридрих Энгельс писал: «Русские, особенно после 1831 года, сделали то, что упустили сделать их предшественники. Модлин, Варшава, Ивангород, Брест-Литовск образуют целую систему крепостей, которая по сочетанию своих стратегических возможностей является единственной в мире». Но самая совершенная система требует модернизации. Одним из тех, кто внес исключительно важные новшества в систему оборонительных сооружений Брест-Литовской крепости, является инженер-генерал, граф Эдуард Иванович Тотлебен. В этом году исполняется 195 лет со дня его рождения.

Впрочем, графом Эдуард Тотлебен, который родился 8 (20 по новому стилю) мая 1818 года, стал уже в солидном возрасте, в 1879 году. Отпрыск захудалой ветви тюрингского (Германия) дворянского рода достиг высочайших почестей исключительно за счет личной храбрости и выдающегося ума. Не случайно один из самых известных фортификаторов, бельгийский инженер Бриальмонт, признает Тотлебена самым замечательным инженером XIX века.

Уже в молодые годы Эдуард Иванович сумел проявить свои таланты. Хотя из-за болезни он не смог завершить полный курс инженерного училища в Санкт-Петербурге, его новаторские идеи привлекли внимание ведущих военных инженеров России. «Проба пера» состоялась в ходе так называемой кавказской кампании. В 1848 году он лично руководил инженерными работами при осаде сильно укрепленного аула Гергебиль – в 80 саженях (около 170 метров) от стен аула под его руководством была сооружена сапа (потайной окоп), что позволило провести успешный штурм горного села. В 1849 году молодой фортификатор совершил смелую рекогносцировку перед фронтом укрепления Чох, после чего в 30 саженях (около 65 метров) заложил передовую параллель с двумя брешь-батареями. В те годы подобные инженерные работы под пулями противника были высочайшим проявлением героизма.

Но звезда Тотлебена по-настоящему засверкала в ходе Крымской войны 1853-1856 годов. Война была бездарно проиграна царским командованием, но одновременно продемонстрировала мужество и умение российских солдат и офицеров. Огромный вклад в легендарную оборону Севастополя внес и Эдуард Тотлебен. Прибывшего из Дунайской армии (там он под огнем турецких батарей совершил ряд блестящих рекогносцировок и выработал план атаки на укрепления крепости Калафат) тогда еще подполковника назначили начальником инженеров Севастопольского гарнизона.

Под его руководством за короткий срок была создана глубоко эшелонированная оборона, состоявшая из восьми бастионов, причем при их строительстве использованы не известные противнику методы. Впоследствии «выносные» предкрепостные укрепления лягут в основу реконструкции Брест-Литовской крепости, и следующее поколение российских военных инженеров, развивая идеи Тотлебена, будут создавать форты крепости. И не их вина, что командование царской армии в 1915 году и РККА в 1941 году не сумело в полной мере использовать возможности первоклассного оплота обороны.

После Крымской войны стало очевидным: крепости Российской империи требуют модернизации, с учетом того, что на вооружение армий ведущих европейских стран была принята нарезная артиллерия. Уже в 1862 году Тотлебен, к тому времени директор Главного инженерного управления, предлагал обеспечить крепость дополнительными мерами защиты от артиллерийского огня, особенно навесного. Но денег в казне не хватало (на весь проект военный инженер предлагал выделять по три миллиона рублей ежегодно в течение 16 лет – колоссальная по тем временам сумма). Тем не менее, уже в 1864 году начались работы в Брест-Литовской крепости. Появились новые казематы в главном земляном валу, были насыпаны внутренние траверсы, построены два пороховых погреба на 5 тысяч пудов каждый (пуд – 16 кг), укреплены булыжником прилегающие к крепости берега Мухавца и Буга.

В 1864-1868 годах по проекту Э. Тотлебена были возведены Западный и Восточный казематированные редюиты. Восточный известен более как форт – в нем летом 1941 года до последнего патрона сражался Герой Советского Союза майор Петр Гаврилов. Каждый редюит состоял из контрэскарповой галереи подковообразной формы, рва и вала. В редюите размещалась двухъярусная казарма, цейхгауз, два пороховых погреба, пекарня, кухня и столовая для нижних чинов.

Со строительством железной дороги Москва-Варшава возникла необходимость ее прикрытия. По предложению Э. Тотлебена было возведено мощное передовое укрепление «Граф Берг». Это был первый форт Брест-Литовской крепости, расположенный почти в километре от главной оборонительной линии (в дальнейшем фортификаторы активно использовали идею инженера-генерала). В это же время до совершенства была доведена водно-инженерная система. Выше и ниже крепостной позиции на Мухавце и Буге устроили шлюзы. Обводные рвы укреплений отделялись от рек плотинами. Это позволило регулировать уровень воды в каналах, при необходимости ее можно было спустить и сделать канал перед любым укреплением сухопутным.

Эдуард Тотлебен успел еще принять участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов (в Болгарии есть село, названное его именем, в Софии, на одноименной улице, установлена памятная доска в его честь). Чуть ранее он укреплял Кронштадт (один из фортов носит его имя). Организовывал военное инженерное дело в Германии и Франции. Награжден 15 орденами и медалями иностранных государств (Нидерланды, Пруссия, Бразилия, Испания, Бельгия, Персия, Австрия, Мекленбург-Шверин, Черногория, Дания, Сербия). Среди многочисленных российских – высшая награда империи (а ныне и Российской Федерации) орден Андрея Первозванного. Причем Э. Тотлебен самого ордена был удостоен в 1878 году, а в 1883 году ему вручили и бриллиантовые знаки к награде. Выдающийся фортификатор умер 19 июня (1 июля по новому стилю) 1884 года в немецком городке Бад-Зоден, где находился в отпуске. Согласно завещанию, был перезахоронен на Братском кладбище в Севастополе – на могиле установлено величественное надгробие. На одной из улиц Севастополя есть памятник Э. Тотлебену.

Имя Эдуарда Ивановича Тотлебена навсегда вписано в историю Брест-Литовской крепости, а значит, и в историю Бреста. Возможно, городским властям стоит рассмотреть вопросы о присвоении его имени одной из новых улиц Бреста или установке мемориальной плиты в его честь.

 

 

Юрий Рубашевский, Вечерний Брест 

 

 

 

 

Похожие статьи:

Брестская крепостьОживлённые руины Бернардинского монастыря обрастают памятными табличками

Брестская крепостьПоможем Брестской крепости без самопиара, регалий и понтов

Брестская крепостьЕдинственный в своем роде и в Бресте

Брестская крепостьКрапива мешает туристам увидеть красоты руин Бернардинского монастыря

Брестская крепостьСредневековый фестиваль у стен Бернардинского монастыря в честь дарования городу Магдебургского права

Поделиться:
Комментарии (1)
гость # 24 марта 2013 в 18:43
0 + -
+1 / 0
Главное, чтобы эти моменты учли реконструкторы 2019
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.